Грязью называют ахроматические серые и коричневые смеси невыразительных оттенков. При декоративном письме, с использованием ярких открытых тонов красок, грязь не слишком заметна при зрительном восприятии, она работает как плотный темный тон.
Совсем иначе обстоит дело с прозрачной акварелью, в которой тонко воспринимаются сложные цветовые переходы, и слой краски не перекрывает наглухо свечение белой бумаги.

Основные советы и правила, которые помогают избежать грязи в акварельной живописи:

  • Смешивать можно только две, максимум три краски. При этом необходимо помнить, что краски бывают однопигментные и многопигментные - состоящие из двух или нескольких пигментов. Это значит, что при смешивании красок по этому правилу, в смеси могут участвовать более трёх пигментов. С увеличением количества смешиваемых пигментов сильно увеличивается риск получения грязи в живописи.

  • Грязь получается из-за смешения трех и более красок противоположных цветов спектра.

  • Тяжелые смеси почти всегда получаются с окисью хрома, а так же с коричневыми, многопигментными и корпусными красками.

  • Мутность придают живописной смеси полупрозрачные неукрывистые цинковые белила, включенные производителем в состав краски или художником в смесь.

  • На качество живописи влияет и плотность слоев: чем прозрачнее слои, тем их может быть больше. В лессировках логично начинать живопись с прозрачных и мелкодисперсных красок, а сверху наносить слои из красок фактурных (корпусных), имеющих более крупные частицы пигмента. Особенно это правило важно в живописи пейзажей, где сама плотность и фактура красочного слоя будет создавать дополнительное ощущения объемности акварели и усиливать восприятие световоздушной среды.

   светлые укрывистые краски, такие как кадмий лимонный, будут высветлять в тоне темные смеси

Также важно понимать, что светлые укрывистые краски, такие как кадмий лимонный, будут «поднимать» в тоне (высветлять) темные смеси, придавать «мыльность» (белесость) красочному слою, а это не всегда хорошо. Темные, но насыщенные цветом места лучше писать в этом случае через прозрачную «лимонную».

  • При живописи лессировками важно учитывать, что, если слои пишутся через однородные смеси или близкие по цветовому спектру, то количество лессировок (слоев) может быть большим. Но если лессировки пишутся посредством разнородных смесей и через смешение холодных и теплых слоев, то количество их должно быть минимальным.

  • В живописи знание оптических свойств света и цвета используется при решении освещенности (свет холодный – тень теплая и свет теплый – тень холодная), при решении отношений тепло-холодности и при передаче свето-воздушной среды: то, что ближе к нам теплее, то, что дальше – холоднее.

  • В прозрачной лессировочной акварели используется принцип оптических смешений. При работе лессировками надо обращать внимание на одно очень важное правило: теплые по цвету акварельные слои всегда будут перекрывать, перебивать цвет холодных.
    Следует обращать внимание на свойства разных красок, чтобы избежать нежелательных результатов. Обычно при нанесении теплых и холодных лессировочных красок рекомендуется придерживатьсяя правила: от наиболее теплых и интенсивных к наиболее холодным и малоинтенсивным.
    Более сильные световые волны теплых красок будут пробивать верхние слои холодных, и оптическое смешение будет лучше читаться, поэтому только от взаимосочитаемости цвета лессировок будет зависеть появится ли риск получения «оптической» грязи.
    При нанесении теплых красок поверх холодных, первые перекроют, «забьют» звучание вторых, в результате оптическое смешение слоев может быть не эффективным.

  • Некоторые краски обладают своеобразным поведением в живописи по-мокрому. Например, при внесении во влажную живопись они способны более активно и динамично вытеснять собой другие. Так ведут себя «кобальт синий», «охра светлая», «кадмий лимонный», «кадмий желтый», «сажа газовая».

Белая краска в акварели достаточно прозрачна, не способна быть кроющей и присутствует в моей палитре только для особого случая: при живописи нежных розовых, голубых или сиреневых лепестков цветов, когда хочется достичь тактичности и изысканности легких пастельных тонов.
В основном я использую белила цинковые с технической целью, а именно в случаях, когда возникает необходимость корректировки, «вымывания» светлых деталей на темном фоне. Полагаю, при этом процессе оказывается полезным свойство частиц цинковых белил притягивать частицы других пигментов. В живописи это свойство вызывает грануляцию, а при вымывании помогает тонким абразивом собирать пигмент с промываемого куска живописи.

Чтобы акварельная живопись была чистая и красивая по цвету надо учиться правильно пользоваться не только готовыми красками, но и изучать как правильно составлять сложные живописные смеси.
Для этого достаточно следовать основным описанным выше живописным принципам, и расширять свою палитру.

Пособие Елены Базановой

Акварельные краски в наборах

Акварельные краски поштучно

Альбомы для акварели